Владимир Кашперов

Владимир Никитич Кашперов

(1826-1894)

Кашперов  Владимир Никитич, композитор и преподаватель пения, родился 25 августа (6 сентября) 1826 года в имении Чуфарово, Симбирского уезда (ныне с. Чуфарово Майнского района Ульяновской области). Мальчик рано остался сиротой, его образованием занимались опекуны.

В 1844 году Владимир окончил в Петербурге  школу гвардейских прапорщиков и был направлен в лейб-гвардейский кирасирский полк. Тогда же в Петербурге он начал серьёзно заниматься музыкой, игрой на фортепиано, изучать теорию композиции. Первоначальное  музыкальное образование Кашперов получил под руководством известного пианиста и композитора Адольфа Гензельта. Сильное  влечение к музыке  заставило его выйти в отставку и отправиться  в Берлин для пополнения музыкального образования. В Берлине он занимается у известного немецкого педагога Зигфрида  Дена.

В 1848 году Кашперов вернулся в Россию, поселился в Чуфарове и получил место чиновника особых поручений при губернаторе. Его размеренную жизнь в Симбирске прервала Севастопольская война 1853 года. Владимир Никитич отправляется на фронт. Он командует ротой Симбирского ополчения. По завершении воинской службы Кашперов вместе с семьёй уезжает в Берлин, где сближается с Михаилом Глинкой. Тот даёт ему и его жене уроки композиции, они часто бывают вместе. В феврале 1857 года Михаил Иванович умирает. Кашперов, единственный из русских композиторов, находится в последние дни с ним и провожает его в последний путь. Восемь последующих лет семья композитора прожила в Италии.

В 1865 году Владимир Никитич приехал в Москву, приглашённый Н.Г.Рубинштейном на место профессора пения в только что открывшуюся консерваторию, где он и преподавал в течение семи лет.

Выйдя из состава профессоров  консерватории, Кашперов открыл частные курсы пения. Среди его учеников – К.Алелеков,  П.Богатырёв,  А.Глинка-Измайлов,  А.Городцов. В 1869 году в России под его руководством вышла в свет «Школа пения» Л.Лаблаша в  русском переводе.

С возникновением в 1874 году Общества драматических писателей  и оперных композиторов В.Н.Кашперов на общем собрании был избран, по предложению А.Н.Островского, в члены комитета. Позже композитор организовал Общество любителей церковного пения.

В 1890 году, увлекшись вопросами хорового пения, Кашперов занял место преподавателя хорового пения в земских школах Московской губернии, которое и занимал до самой смерти 26 июня (8 июля)1894 года.

 

 

«И песнь моя на радость мне дана»

 

Творческое наследие Владимира Никитича Кашперова невелико. Он писал главным образом оперы, отмеченные влиянием  итальянского оперного искусства XIX века.

В 1850 году В.Н.Кашперов написал  первую оперу «Цыгане» по мотивам поэмы А.С.Пушкина. Опера осталась неоконченной, но некоторые отрывки её были исполнены в Петербурге.

Позднее, увлекшись итальянским стилем,  он  начинает сочинять  итальянские оперы. Из них «Мария Тюдор» по Виктору Гюго  была дана с успехом в 1859 году в Милане и Ницце, опера «Риенци» по Э.Бульвер- Литтону – во Флоренции в 1863 году. Спустя два года отрывки из оперы «Консуэлло» по роману Жорж Санд   с успехом исполнялись в Петербурге.

Познакомившись с М.И.Глинкой и А.С.Даргомыжским, Кашперов пользуется их советами по композиции. Романс «Очарование красоты» сочинён им  совместно с Глинкой, один из романсов Кашперова – «Что ты клонишь над водами» на стихи Ф.И.Тютчева — имеется в печати под именем Глинки.

В 1865 году приехав в Москву, Кашперов заканчивает  новую оперу на либретто, написанное самим Островским на сюжет одноимённой драмы «Гроза». Сам Островский симпатизировал «Грозе» Кашперова с её  итальянской музыкой  на русский сюжет. Опера впервые была поставлена на сцене Большого театра 30 октября 1867 года.

В1886 году Кашперов пишет музыку для постановки второй редакции пьесы «Воевода» Островского, премьера которой состоялась 19 января на сцене Малого театра. Спектакль прошёл с большим успехом.

Последняя опера «Тарас Бульба» была успешно поставлена в Москве  в Большом театре в 1887 году.

С 1879 года Кашперов заведовал  обучением церковному пению  в школах Московского уезда, написал духовные хоры: «Архангельский глас», «Всемирная слава», «Ныне силы небесные» — и составил руководство пения для детей, заключающее в себе все Гласы и Литургию.

За свою жизнь В.Н.Кашперов написал  около 30 романсов на стихи К.Батюшкова, А.Кольцова, М.Лермонтова, А.Пушкина и др. Особенной популярностью пользовались романсы на стихи Н.Огарёва: «Первая любовь», «Серенада», «Много грусти».

Очень плодотворной оказалась просветительская деятельность Кашперова, преподавателя-теоретика русского хорового пения, оставившая значительный след в истории русской музыкальной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

За долгий жизненный путь Кашперов встречался, дружил, переписывался со многими выдающимися деятелями литературы и искусства: И.С.Тургеневым, А.И.Герценом, Н.П.Огарёвым, А.П.Островским, А.С.Даргомыжским, В.Ф.Одоевским, М.И.Глинкой, Дж.Гарибальди.

Композитор В.Н.Кашперов познакомился с Н.П.Огарёвым  в самом конце 40-х годов XIX века в Симбирский период своей жизни. Под  непосредственным влиянием Огарёва Кашперов решился оставить военную службу и посвятить себя музыке. Любовь к искусству сблизила Кашперова с Огарёвым. Огарёв горячо интересовался сочинениями Кашперова и не просто подсказал ему благодатный сюжет для первой оперы, но и сам написал для неё либретто по поэме А.С.Пушкина «Цыгане». Под прямым воздействием Огарёва Кашперов обратился к русским темам: написал музыку к драме Островского «Воевода» и приступил к работе над оперой «Гроза» по одноимённой пьесе Островского.

А.Н.Островского и В.Н.Кашперова объединяли и творческие, и дружеские отношения: деятельность в Обществе драматических писателей и  композиторов, активное участие в  Артистическом кружке. В.Н.Кашперов был интересен А.Н.Островскому как личность. А с братом драматурга  Андреем  Кашперов не только сдружился, но и породнился. Тот женился на племяннице жены Кашперова.

После военной службы  Кашперов  вместе с семьёй уезжает в Берлин, где и сближается с Глинкой. Михаил Иванович знакомится с его оперой «Цыгане» и даёт хорошую оценку молодому композитору. Отношение 52- летнего  Глинки к 30-летнему  Кашперову было действительно отеческим. Он называет его «дорогим сынком». В.Н.Кашперов оказался в Берлине в числе тех немногих русских, которые провожали М.И.Глинку в  последний путь. Через 13 лет в журнале «Русский архив» опубликованы «Воспоминания о Глинке» Кашперова. Они стали данью памяти Учителя.

В начале 60-х годов в Италии начинает писать серию портретов художник Николай Ге. Он пишет с целью запечатлеть для потомков образы передовых соотечественников своего времени. Наряду с портретами А.И.Герцена, Н.И. Костомарова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого,  художник  пишет портрет Владимира Никитича Кашперова. Портрет нашего земляка находится в Государственном Центральном  музее музыкальной культуры имени М.И.Глинки.

 

 

Добавить комментарий